Почему онлайн-образование — главным образом фантазия

Массовые онлайн-курсы: панацея от всех бед образования или очередной мыльный пузырь? Перевод колонки Франциско Дао на pandodaily.com об иллюзиях онлайн-обучения.

Если послушать сторонников онлайн-обучения, может показаться, что массовые онлайн-курсы способны избавить наше образование от всех проблем. Просто раздайте несколько Android-планшетов, запустите трансляцию курсов на Python, откиньтесь на спинку кресла и наблюдайте, как каждый чудесным образом становится высокопродуктивным работником интеллектуального труда, поднимая страну на новые высоты экономического процветания. Но такое видение онлайн-обучения настолько нелепо, что я всё жду, когда же появится Рикардо Монтальбан в белом костюме и пригласит этих мечтателей на Остров Фантазий.

(“Остров фантазий” — популярный американский фантастический сериал 70-х, действие которого происходит на загадочном тропическом острове. Хозяин отеля загадочный мистер Рорк (Рикардо Монтальбан) исполняет любые желания и фантазии своих гостей с целью показать ошибочность их суждений, тем самым доказав, что реальность во многом предпочтительнее.)

Утописты от онлайн-образования игнорируют тот факт, что свободное обучение существовало десятилетиями в форме общественных библиотек, но несмотря на такую доступность, дети, живущие возле библиотек, не превратились поголовно в самоучек-предпринимателей.

Предположение, будто онлайн-курсы — панацея от всех образовательных бед, равносильно утверждению, что все, что нужно сделать, чтобы обучить детей в гетто — это устроить раздачу учебников где-нибудь на улице.

Недавние исследования показали, что существует значительный разрыв между итоговыми оценками онлайн-и офлайн-студентов. Обычно онлайн-обучение  представляют как экономически выгодное решение для «рисковых» учащихся, не имеющих финансовых возможностей для “живого” репетиторства.  Но очевидно, что такой формат обучения изначально проще бросить студентам, склонным к уходу в первую очередь.

Образование изначально основано на мотивации, а онлайн-обучение никаким образом не обращается к нашей мотивации. Фактически, природа онлайн-образования отбрасывает множество компонентов, удерживающих студентов увлечёнными и заинтересованными. Многие факторы, которые защитники образования в Сети представляют как преимущества (гибкость графика, отсутствие классных комнат) являются помехой для нормального обучения. Исследования показывают, что чёткая структура учебного процесса и чувство вовлечённости улучшают итоговые показатели студентов. Самообучение исключает эти компоненты системы, тем самым приводя к более низким итоговым баллам.

В конце концов, онлайн-курсы и программы помогают в первую очередь тем, кто уже мотивирован учиться. Подавляющее большинство таких людей способны разобраться, как обучаться самому — в колледже ли, дома ли, и даже без онлайн-курсов.

Из всех известных мне программ обучения онлайн только Minerva Project компенсирует врожденные слабости образования в сети, используя кампусы с общежитиями и классами, где студенты могут взаимодействовать вживую. Хотя процесс обучения происходит через интернет, во многом Minerva Project больше напоминает обычный, «оффлайновый» университет, чем программу онлайн-обучения, в особенности когда дело касается взаимодействия студентов в реальном мире.

Я не пытаюсь доказать, что онлайн-курсы бесполезны. Они имеют огромную ценность для целеустремленных, склонных к самостоятельному поиску знаний людей. Но в этом отношении они играют роль общественной библиотеки.

Поэтому онлайн-курсы не могут решить проблемы массового образования точно так же, как и библиотеки, которыми пользуются очень мало людей.

В фильме «Умница Уилл Хантинг» есть сцена, где Уилл стыдит высокомерного студента из Гарварда, указывая на то, что тот потратил свои деньги впустую, «выбросив 150 тысяч на чертово образование, которое можно было получить за полуторадолларовый абонемент в библиотеку». Сегодня можно было бы написать: «Выбросив 150 тысяч на образование, которое можно было получить бесплатно в Интернете».

Но, как в 1997 году лишь немногие отказались от официального образования в пользу обучения в библиотеках, точно так же, несмотря на огромную финансовую выгоду, большинство людей будет требовать квалифицированной поддержки и структурированной учебной среды в современную эпоху онлайн-обучения.

 

Оригинал: Why online education is mostly a fantasy

Перевод: Паша Поцелуев, Андрей Бродецкий

comments powered by HyperComments

Паша Поцелуєв

Ломатель вёрстки (верстатель ломки)